Главная » Статьи » Описания » из WIKIPEDIA

из WIKIPEDIA

История
•    Игра придумана весной 1986 года студентом факультета психологии МГУ Дмитрием Давыдовым, уроженцем Каменска-Уральского[2][3][4][5][6]. Вначале в неё играли в общежитиях, аудиториях и коридорах МГУ, но после того как некоторые студенты университета провели каникулы в летних студенческих лагерях, где отдыхали студенты и других советских ВУЗов, игра вместе с новыми игроками стала распространяться по другим учебным заведениям СССР. После окончания университета Дмитрий остался в МГУ преподавать психологию для международных студентов (главным образом от социалистических стран), и некоторые из них, вернувшись домой, разнесли семена «Мафии» за границу, сначала в Европу (Словакия, Чехия, Словения, Венгрия, Польша, Румыния, Бельгия, Великобритания, Норвегия). Первое появление игры «Мафия» в США документируется 1989-м годом, в летнем лагере Пенсильвании.[5]
•    По словам автора, переехавшего в 1991-м году в Бостон, игра базируется на культурно-исторической теории советского психолога 20-х годов прошлого столетия Л. С. Выготского.[7]
•    Прототипом игры «Мафия» является[8] европейская игра под названием «Убийца» (англ. Wink murder, нем. Mord im Dunkeln), известная с середины XX века[9]. В отличие от игры «Мафия», в «Убийце» игроки ищут одного маньяка, а в «Мафии» игроки посредством обсуждения уже вычисляют коллектив убийц — команду мафии.
•    Быстрому распространению и популярности игры помог итальянский сериал «Спрут», в котором полицейский комиссар Коррадо Каттани (итал. Corrado Cattani) борется с сицилийской мафией. В конце 80-х его мотивы часто использовались в первых версиях игры, а некоторые вариации «Мафии» хранят названия ролевых персонажей и место действия в тон сериала до сих пор. Например, в Норвегии, до которой к 1995-му году статус комиссара и название самой игры, пользуясь «правилом испорченного телефона», дошло как Kasar Khatani.[10]
•    В 1998 году калининградской Высшей школой МВД РФ для курса «Визуальная психодиагностика» выпущено учебно-методическое пособие «Невербальная коммуникация. Развивающие ролевые игры „Мафия“ и „Убийца“».[11] Целями пособия определялись развитие личностных качеств курсантов и усвоение различных приёмов и методов чтения языка телодвижений в игровой форме.
•    В 2010 году столичное издательство «Планета» выпустило книгу д. т. н. Эдварда Асликяна «Мафия (правила, тактика и стратегия игры)».[12]
•    Игра «Мафия» также используется для лечения азартных людей от игровой зависимости в Китае и как средство перевоспитания «трудных» подростков в летних христианских лагерях в США.[5] С помощью «Мафии» к роли будущих присяжных готовятся японские старшеклассники.[4][13]
•    Появление первой страницы игры в Интернете датируется 1996 годом, на сайте венгерского отделения Менсы — всемирной организации людей с высоким IQ.[14]
•    4 января 1999 года ещё один студент МГУ Алексей Тарасов[15] создал первый сайт для игры «Мафия» по PBEM типу. Система команд для управлением игрой и часть документации были взяты Тарасовым из другой популярной в сети игры — Galaxy+[16], которую реализовал и поддерживает Антон Круглов. Проект располагался на домене kozanostra.ru[17] и пользовался большим успехом в рунете (одновременно на сервере играли в «Мафию» до 500 человек). Со временем козаностра стала испытывать многочисленные проблемы организационного характера и 21 января 2003 года прекратила своё существование. Но уже 26 февраля «по мотивам» козаностры был создан другой игровой PBeM-сервер mafiaonline.net, просуществовавший до 2010 года. В 2005 году запущен PBeM портал E-mafia, а в 2011 году — PBeM сервер Моя Мафия.
•    На рубеже веков, примерно с 2000 года получили развитие многочисленные форумные мафии. Старейшие из них до сих пор пользуются заслуженным уважением и вниманием любителей игры — на форумах порталов Absolute Games, Ru-Board, Kamrad, на форуме авторского проекта известного писателя и сетевого деятеля Алекса Экслера, новосибирском форуме «Филин».
•    Играют в мафию и в блогах. Известные коммьюнити в жж — «Game_Mafia» (работает с 2005 года) и «Play_Mafia» (действует с 2006 года). «Играем в Мафию» на LiveInternet (появилось в 2007 году). С января 2008 года игры в Мафию проводятся также и в тематическом сообществе В Контакте.
•    Онлайн-версии игры получили особую популярность и распространение в IRC[18][19]. С 2001 года в «Мафию» стали играть в текстовых чатах. Наиболее популярный маф-чат-проект существовал на ответвлении первого[20][21] чата в рунете — krovatka.ru. На mafia-chat.krovatka.ru проводились первые публичные текстовые «игрища».[22] В настоящее время чат-версии игры претерпели существенную переработку в сторону глобальной коммерциализации онлайн-мафий. Возможность быстрого извлечения прибыли из кратковременно протекающих (в основном, менее часа) партий привлекает в этот бизнес самые разные предпринимательские структуры; особый интерес к «Мафии» проявляют телекоммуникационные компании, расширяя сервис мобильных SMS-онлайн-игр[23][24]. Известные на сегодняшний день русскоязычные сетевые онлайн-проекты: Mafia online (действует с 2004 года), maffia.ru — в 2006 году запущен компанией I-Jet Media в 2011 году проект был закрыт, и в 2012 снова открыт, maflands.com.ua иmafia.vizheneo.com (начали работу в 2009 году).
•    С 1998 года в крупных городах России[13][25][26][27][28][29][30][31][32][33][34][35][36][37], Украины[38][39][40][41][42][43][44][45], Белоруссии[46], Армении[47], Азербайджана[48], Казахстана[49] и Китая[50][51][52][53]предпринимаются попытки организации специализированных салонов по игре «Мафия». Некоторые клубы проводят межвузовские маф-турниры[54]. Плохим правилом для маф-клубов стало первым делом присуждать себе громкий титул, называясь, например, «единственным» салоном/клубом в городе, стране, мире, либо вообще «официальным салоном игры».[55]
•    Варианты игры были использованы в кинофильмах Волк-одиночка (англ. Cry Wolf), вышедшем в 2005 году, и Игра в убийство (англ. The Murder Game), появившемся в прокате в 2006 году.
•    Мафия признана одной из «50 наиболее исторически и культурно существенных игр, появившихся с 1800 года».[56][57]
[править]Описание игры
[править]Кратко (классическая игра)
•    Ведущий раздаёт участникам игры карты рубашкой вверх. Каждый получает только одну.
•    Те, кому достались красные, составляют команду незнакомых друг с другом «честных жителей города» (также распространены название «мирные жители» и сокращения «чж», «мж» или «гр»). Один из«честных жителей», получивший красного туза, особый игрок — «комиссар».
•    Игроки с чёрными картами — команда «мафии».
•    Игровой процесс разделён на две фазы — «день» и «ночь».
•    Когда ведущий объявляет в городе фазу ночи, игроки закрывают глаза — «спят». В первую ночь ведущий позволяет игрокам с чёрными картами — «мафии» — открыть глаза и запомнить своих соратников — «познакомиться». После чего мафия «засыпает», а ведущий требует проснуться комиссара. Таким образом ведущему становится известен расклад (он узнает, кто есть кто).
•    По объявлении фазы дня просыпаются все жители. Днём игроки обсуждают, кто из них может быть «нечестен» — причастен к мафии. В конце обсуждения ведущим объявляется открытое голосованиеза посадку в тюрьму (в различных версиях игры этот процесс называют судом Линча, повешением, убийством). Самый подозрительный житель, набравший большее число голосов — отправляется за решётку (выходит из игры), а ведущий вскрывает его карту и объявляет игровой статус.
•    Затем наступает фаза «ночи». Ночью просыпается мафия, беззвучно (жестами) «совещается» и убивает одного из оставшихся в живых горожан, показывая ведущему кого именно. Мафия засыпает. Просыпается комиссар и указывает на одного из жителей, которого желает «проверить» на причастность к мафии. Ведущий всё также беззвучно, «на пальцах», показывает комиссару статус проверяемого.
•    Днём ведущий объявляет, кто был убит ночью. Этот игрок выходит из игры, его карта («статус») показывается всем жителям.
Информация о произошедших событиях используется оставшимися в живых игроками для обсуждения и очередного «осуждения»… Игра продолжается до полной победы одной из команд, когда соперники полностью или посажены или убиты…
[править]Суть игры
Исследователи выделяют два типа игр: состязание (борьба) и представление (маскарад). «Мафия» удачно сочетает в себе черты обоих типов. Она одновременно и шоу, и борьба за выживание. В отличие от картэта игра никак не связана с деньгами, в отличие от гольфа не требует финансовых затрат, в отличие от футбола — хорошей физической подготовки. Самое главное: она приносит столь ценимое интеллектуальноеудовольствие. В бескорыстной несерьёзности игры скрыт её потенциал.[58]
Эта игра базируется, прежде всего, на общении, на обсуждениях между участниками. Здесь постоянно происходят и фактически узаконены обман и коварство, заключение и подлое нарушение договоров иальянсов. Обсуждение игрового положения проходит путём столкновения мнений в беспрестанных спорах, при этом одни игроки предпочитают отмалчиваться, другие — наоборот, чересчур активно и шумно участвуют в обсуждении. Таким образом, игра оказывается бесконечно далека от беспристрастного поединка интеллектов, характерного для некоторых настольных игр (например, шахмат, го), и это приближает её к реальной жизни. Цель игры — выжить своей командой.
Игра состоит из двух основных компонентов: психологического и математического.
•    Математический: игрокам каждый «день» необходимо запоминать, кто за кого голосовал и кем оказывался тот, за кого голосовали. В важные моменты легко определить, что тот, кто голосовал чаще за честных, скорее всего — мафия.
•    Психологический: игроки должны обладать актёрскими данными, чтобы убеждать остальных в своей честности, а также сильным даром увлечения за собой других при голосовании за подозреваемых в нечестности игроков.
Аксиома каждого хода — живых жителей станет меньше, кого-то посадят, а кого-то убьют. В игре царит параноидальная атмосфера, с каждым ходом нервозность обостряется. Ни один честный житель не знает достоверно точно кто в игре принадлежит к команде противника. Каждый простой горожанин не доверяет никому и вынужден верить только в себя. Безоговорочно поверить кому-то ещё — часто означает быть обманутым и умереть.
•    Для того, чтобы выжить, каждому члену мафиозной команды приходится оставаться в тени, не обращать на себя особого внимания окружающих, искусно изворачиваться, маскируясь под честного гражданина. Вопрос «А ты точно честный?» обычен. Главный атрибут мафиози — умение правдиво солгать.
•    Основное, вызывающее уважение и похвалу окружающих, качество честного жителя — умение вовремя распознать ложь. Существуют два основных метода выявления честными жителями нечестных.
1.    Аналитический. Решение игрока-аналитика, отправляющего жителя за решётку, основывается на объективных данных, то есть на неопровержимых фактах, таких как, например, самопризнания («проколы»), явные обвинения кого-либо на обсуждении, результаты голосований.
2.    Интуитивный. Решение игрока-интуита субъективно, опирается на предположения и толкование обсуждения путём интерпретации словесных высказываний (в том числе оговорок), интонации, мимики, жестов. Интуит, например, не может отличить члена мафии от комиссара. Интуит видит только «свечение статуса» — особое состояние внутреннего превосходства, появляющееся у статусных игроков (мафиози, комиссар…), внешне выражаемое пренебрежительным отношением к простым честным жителям.
Психологизм и «интересность» игры «Мафия» состоят в решении задачи, какая из команд добьётся победы. Мафиозная, где члены группировки, зная друг друга, не настроены допускать голосования за посадку самих себя, и у которой имеется возможность каждый ход безошибочно ликвидировать члена чужой команды? Или команда незнакомых друг с другом честных жителей, которые могут избавиться от мафиози только посредством всеобщего с мафией голосования, причём зачастую отсаживая самих себя?
[править]Правила игры
[править]Число игроков
Возможное: от 2. Оптимальное: 8-16 человек.
При малом количестве игроков игра быстро заканчивается, при большом из-за общего шума и разбиения на кучки обсуждающих теряет смысл.
Можно играть вдвоём, раздавая три карты, из которых одна — закрытая. Игроки либо решают, кто из них мафия, либо мафия — закрытая карта. Затем, если они голосуют за закрытую карту, и если та честная — мафия выиграла, а если мафия — мафия проиграла. Либо один из игроков убеждает другого, что он сам честный, а другой — мафия и открывает закрытую карту. Если она мафиозная — мафия выиграла.
Формула для расчета количества членов мафии:  , где   — число мафиози,   — общее число игроков,   — расчётный коэффициент.
•    Для игры «вживую» — в салонах (вне сети, в «реале»), в IRC и чатах   варьирует в пределах от 3 до 4. То есть примерно  .
•    В сетевых играх с отсрочкой хода — PBEM и форумный варианты, игры в блогах и социальных сетях — обычно принимается повышенное значение для  .
Например, в PBEM  , причинами этого являются:
1.    Нейтрализация «спунов» — так называют людей, записавшихся в игру, но не вступающих в игровую переписку; обычно спуны выводятся из игры «автокиллом».
2.    Практика невозможности неголосования, т. н. «голос на себе» (подробнее см. раздел Разновидности игры).
[править]Раздача статусов
Карты: немятые некраплёные, «честные» — красные (бубны или черви), «мафия» — чёрные (пики или трефы), «Комиссар» — туз бубен (червей), либо король этих же мастей.
Возможные: любые мелкие предметы двух типов — монетки, пластиковые яйца из «киндер-сюрпризов», камешки на пляже (по цвету или трещинам), ракушки… Пример: нельзя раздавать карты с 6-ками из преферансной колоды — желательно, чтобы рубашки были одинаковы.
Ведущий тщательно тасует карты и обходит всех остальных, выдавая карты на выбор из развёрнутых веером рубашкой вверх карт. Получая карту, необходимо незаметно для соседей её посмотреть и положить в карман. Возможная: После тасования колода передаётся по кругу, каждый достаёт одну карту и передаёт дальше. Минус — могут упасть карты. Если карты мятые или с разной рубашкой, ведущий может перед раздачей попросить игроков закрыть глаза, после чего игроки прячут карты в карман или под себя.
Далее карты кладутся на стол, прячутся по карманам, или игрок садится на свою карту. Минус — когда карты лежат на столе, игроки их часто путают. Если на карте сидеть, она мнётся и далее легко определяется.
Реакция на раздачу: Многие игроки, оказываясь в мафии, проигрывают в момент раздачи, если за ними наблюдают. Неопытные и начинающие игроки, получая мафиозную карту, радуются — «не надо определять, кто честный, а кто мафия — шлёпай всех подряд». По их радости можно понять их мафиозную принадлежность. Опытные игроки не показывают радости, но часто имеют какие-либо привычки — оказываясь в мафии, начинают: качаться на стуле, потирать руки, чесать в затылке, берут что-нибудь со стола и начинают жевать.
Живым игрокам запрещено вскрывать свои карты пока они находятся в игре (то есть не убиты, не посажены и т. п.). Если игрок вскрывает карту в процессе обсуждения он автоматически считается убитым и выходит из игры.
[править]Первая ночь
Ведущий (обычно один из опытных игроков) интересуется, все ли посмотрели свои карты. Далее командует: «Все закрыли глаза, наступила ночь». Все игроки закрывают глаза. Ведущий говорит: «Мафия открыла глаза и знакомится». Игроки с чёрными картами (мафия) открывают глаза и начинают озираться в поисках неспящих игроков (других членов мафии). Ведущий в это время может сказать: «Считаю до 5. Раз, два, три, четыре, пять. Всё. Мафия познакомилась и уснула. Наступило утро. Все проснулись».
Мафия в первую ночь: мафия обязана просыпаться в первую ночь, чтобы познакомиться. Тот, кто не проснулся, нарушает правила игры — далее при обсуждении днём члены мафии будут опираться на неверные данные. Знакомиться необходимо максимально осторожно и беззвучно.
Честные в первую ночь и последующие: Один из вариантов (для начинающих) — это сидеть как можно тише и слушать, кто и где шевелится, скрипят ли стулья, кровати, не хрустит ли чья-то шея в поисках друзей. Но это не игра на лучший слух, не возбраняется шуметь, шевелиться и даже разговаривать — объяснив: «Это я во сне…». В критических ситуациях — честных на 1-2 больше — оптимальный вариант — сидеть тихо. Не запрещено, но не принято держать соседей за руки или закрывать глаза — игра не на то, как можно показать на кого-то коленкой.
То, как ведущий говорит в первую ночь — одна из тем обсуждения на первый день. Поэтому лучше не вертеть головой из стороны в сторону и говорить одновременно — если ты в мафии. Впрочем, можно всегда сказать, что вертел головой специально.
[править]Первый день
Игроки обмениваются информацией: о реакции на раздачу, как вёл ведущий, что было слышно ночью, как изменилось настроение игроков за ночь. Беседа может протекать любым способом: «Только он один в очках — значит мафия». «Она всю ночь шевелилась». «Вася ночью пил чай и не облился — значит мафия». «Ведущий ночью сказал — а мафиоз то 3, — а я думал 4». Как честные, так и мафия, для убеждения окружающих в своей правоте могут использовать честные и нечестные аргументы, как правдивую, так и ложную информацию. В первый день легко отсаживаются начинающие игроки — мафиози, обрадовавшиеся при раздаче либо неудобно расположившиеся ночью и вынужденные шумно знакомиться. Опытные игроки, оказавшись в мафии вместе, после первой ночи иногда начинают весело смеяться, надеясь легко выиграть — это их и подводит. Часто убивают в первый день единым порывом: опытный игрок долго держит руку поднятой за кого-либо, уговаривая всех убить данного товарища.
Голосование. Голосование — это процесс, когда живые играющие поднимают руки за посадку кого-либо и держат их некоторое время (от 5 секунд и больше). Если игрок посажен в тюрьму — больше половины игроков держали руки за него больше 5 секунд, он не имеет никакого «последнего слова». Если же его возгласы убедят часть игроков опустить руки — то он может говорить «последнее слово», а может и не говорить. «Последнее слово» не является частью игры, это один из способов в процессе обсуждения сохранить себе жизнь. После голосования игрок открывает свою карту, всякое обсуждение заканчивается, игроки стараются запомнить, кто голосовал за и против. Если игрок честный, то те, кто его посадил — под подозрением, если мафиози — то подозреваются те, кто не голосовал.
[править]Последующие события
 
 
Игра в Мафию на EuroOSCON 2006
НОЧЬ. Ведущий объявляет: «Все заснули. Проснулась мафия и выбирает жертву». В это время мафиозные игроки совещаются взглядами и показывают, например, пальцем, кого убить. Либо ведущий показывает по очереди на спящих, а мафия машет утвердительно головой. Мафия старается убить наиболее опытных игроков, которые могут вычислить её членов, либо тех, кто очень убедительно отговаривается и кого тяжело посадить днём, тех, кто высказывал подозрения в адрес мафиози в предыдущий день. Впрочем, для интересной игры в равном составе обычно не убивают опытных игроков — так делают начинающие мафиози, поэтому их потом легко вычислить. Тот, кто высказывал подозрения, убивается не всегда — перед ночью они говорят: «Ну, всё. Я вычислил мафию — это ты, ты и ты. Теперь этой ночью меня убьют». Поэтому его оставляют в живых. Оптимальный вариант — это убить комиссара. Можно также убить члена мафии (обычно в некритической ситуации), когда все уверены, что он принадлежит к команде мафии, и его точно убьют днём . Ведущий ночью старается не говорить, всё время наблюдая за мафией, чтобы её не выдать. Игрок считается убитым ночью, если все члены мафии согласны. Ночью мафия обязана договориться, кого они собственно выводят своим выстрелом из игры.
УТРО. Ведущий объявляет: «Мафия выбрала свою жертву. Мафия уснула. Проснулся комиссар». Просыпается комиссар и выбирает, кого проверить. Можно проверить только одного игрока. Комиссар указывает на кого-либо. Ведущий молча кивает: «Да, мафия», либо машет головой: «Нет, честный». Если комиссар этой ночью убит, ещё до его проверки ведущий показывает скрещенные руки — это означает, что комиссар убит, но комиссар все равно имеет право проверить одного игрока. Если комиссар показывает на игрока, а тот только что убит, то ведущий тоже показывает скрещенные руки — «труп» не может быть честным или мафией. Комиссар проверяет игроков, вызывающих у него наибольшие подозрения, либо абсолютно честных, чтобы было ясно, на кого опираться при обсуждении. Если игра идёт с внекомандным, играющим лично за себя, маньяком, то на вопрос комиссара ведущий вертит пальцем у виска, показывая, что проверяемый игрок — «маньяк».
ДЕНЬ. Ведущий говорит: «Комиссар проверил. Всё выяснил. Заснул. Все проснулись. И только Петя не проснулся. И был Петя честным жителем…» Карта убитого вскрывается. Если комиссар убит днём, то далее ведущий пропускает утро комиссара. Во второй и все последующие дни имеется огромное количество информации: кто и когда за кого голосовал, что происходило и кого убили ночью, кто как себя вёл, кого проверял комиссар, сколько осталось мафиози. Игроки пытаются составить цепочки: «Если Миша в мафии, то кто ещё? Маша и Ваня». Все составляют свои списки подозреваемых. Происходят голосования, когда игроки не набирают половины голосов. Составляются списки для голосования (устные) — типа: «Были предложены Алла, Петя, Ваня. Голосуем за Аллу».
[править]Игровые ситуации
1.    Комиссар, который решается «вскрыться» честным жителям, не открывая своей карты (явное вскрытие карт живыми игроками запрещено), объявляет — «Ночью я проверил Колю, и он оказался мафией. Кто за Колю?». Если для выживания мафии такое «явление Христа народу» критично, то один из членов мафии часто решается на «лжекомиссарство», говорит «Ха! Комиссар однако здесь я! И проверял я честного жителя Юлю!» Удобно для мафии сообщить, что их фальшивый комиссар проверял всех впоследствии убитых. Так же иногда после ночи так заявляет простой честный, если перед ним настоящий комиссар, шепчет ему на ухо всю имеющуюся у него информацию, а потом его убивают.
2.    При чётном числе игроков (в некоторых вариантах игры) у трупа возникает «пол-голоса». Но он имеет право голосовать только в том случае, если количество честных жителей и мафии равное — то есть в критических ситуациях. При этом он может поднять руку только в момент голосования и не имеет права принимать участие в обсуждении. Для того, чтобы выяснить мнение «полутрупа», если не получается набрать половины голосов, а честные уверены в знаниях полутрупа, живые игроки голосуют за всех живых по очереди, поднимая ровно на 1 руку меньше нужного количества. Если вдруг кто-то поднимает лишнюю руку, честные игроки тут же опускают руки и основное подозрение падает на поднявшего руку.
3.    Нельзя называть свою карту, типа «У меня опять 6 бубен». Игра идет не на определение карты, а на честность или мафиозность. Если неопытный игрок, или опытный так заявляет, сразу должен найтись тот, у кого такая же карта.
4.    Опытные игроки часто разбиваются на пары — в первый же день начиная обвинять друг друга в мафиозности и призывая голосовать за «ну явного мафа!», но при этом сами не голосуют. В последующие дни обвинения обычно прекращаются.
5.    «Трупы молчат». Убитые игроки не имеют права говорить во время обсуждения, выдавать живым какие-либо сведения и каким-либо образом влиять на ход игры: «Ну, всё же и так ясно. Давайте быстрее». Следит за спокойствием мёртвых и посаженных ведущий.
6.    «Честный, но глупый». Для опытного игрока (честного) неопытный и честный часто бывает опаснее мафии, поскольку редко поддается убеждению и голосует случайным образом, либо по принципу: «А он мне сейчас шоколадку не передал». Поэтому за таких тоже имеет смысл голосовать днём. Также бывают «тихие» честные (обычно девушки), пацифистских наклонностей, не голосующих ни за кого, даже будучи причастным к мафиозной группировке. Таких также необходимо убивать пораньше, так как их невозможно определить, а неголосование часто очень сильно задерживает игру. Также бывают «крикливые» честные, которые, уверившись в том, что кто-то мафия, уже не меняют своего мнения до своей или его смерти, убеждая в этом остальных. Бывают «обидчивые» честные, которые говорят — «опять меня, и что это опять? Вася, ты дурак. Я с вами больше не буду играть…» иногда оказываясь при этом в рядах мафии. Так играть нельзя.[59]
[править]Тактики в игре
•    «Честность»
Лучшая стратегия по утверждению автора игры — быть честным вне зависимости от выпавшего статуса; нужно не стесняться откровенно, непринуждённо и искренне делиться возникающими по игре и игрокаммыслями с окружающими.[5]
•    «Банда чижей» (применяется в основном в чатах и IRC).
Эта тактика заключается в том, что против мафии формируется группа честных жителей (на игровом сленге, «чижей»), знающих комиссара (иногда также доктора и маньяка). Как правило, её образование начинается с проверки комиссаром одного «чижа», которому тот называет себя. Объединение в банду позволяет «чижам» резко сократить возможности мафии по уничтожению граждан дневным голосованием. Если мафия раскрыта ночью, один из «чижей» днем начинает голосование против него, которое поддерживают все остальные. Формированием банды «чижей» может заняться и один из членов мафии, выдающий себя за комиссара. После ночной проверки подельника он говорит кому-то из других участников, что тот принадлежит к мафии, а он, соответственно, комиссар. После дружного голосования за подельника (который, естественно, оказывается мафией), жертва обмана обычно не имеет никаких сомнений, что комиссар — тот кто указал ему на «мафиозо». Настоящий комиссар вынужден создавать параллельную банду и проверять ночью тех, на кого указывает выбранное им доверенное лицо — чтобы доказать, что он настоящий комиссар. Помимо создания банды со лже-комиссаром, основной тактикой мафии против «чижей» является не уничтожение самих «чижей» (проверенных комиссаром игроков), а поиск комиссара. Если мафии удается его убить ночью, то шансы «чижей» на победу резко падают, только если игра не зашла так далеко, что «чижей» уже очень много и они могут уничтожать днем всех «подозрительных» (непроверенных) граждан.
•    «Рупорство» (применяется только в PBEM)
Убитый либо посаженный первым ходом честный житель становится «рупором» — связующим (между комиссаром с помощниками и непроверенными горожанами) и консультативным (между комиссаром, его помощниками и проверенными честными жителями) звеном. Утром рупор задаёт тон обсуждения, запрашивая у граждан кандидатуры возможных мафиози и/или предлагает высказаться по кому-либо, а вечером суммирует мнение города и после приватных консультаций с комиссаром отдаёт городу рекомендацию («приказ») на посадку.
•    «Подстава»
Используется мафией и заключается в намеренном голосовании против одного из напарников, либо совершении любых других намеренных действий, способствующих раскрытию его роли. Данная тактика предпринимается для того, чтобы отвести подозрения от подставляющих членов мафии за счёт подставляемого. В классическом варианте представляет собой голосование против подельника, которого не проверяли, и дальнейшие апелляции к сообществу, что мафия не раскрывает своих.
•    «Лжекомиссарство»
Заключается в том, что один из честных жителей в начале игры представляется городу комиссаром, подставляясь под выстрел мафии, но защищая собой реального комиссара, предоставляя тому право жить и проверять как минимум лишний день.
•    «Спунобой»
Практика отсаживания по игре молчаливых игроков («спунов») не только толкает игроков на более активную игру, но и не позволяет статусным игрокам тихушничать.
[править]Разновидности игры
[править]Роли
С каждым годом у игры появляется всё больше вариаций. Особенно щедры на изменения геймплея и нововведения интернет-версии Мафии. Путей развития игры немного, и они поддаются классификации.
Характеристика некоторых основных ролей
Персонаж    Способность (действие, совершаемое ночью)    Допустимое количество    На чьей стороне играет
Гражданин/Честный гражданин/Мирный     —    Остальные неактивные участники    Честные граждане
Комиссар    Проверяет статус другого жителя    1    Честные граждане
Доктор/Врач    Лечит одного из жителей    1    Честные граждане
Мафия/Мафиози    Вместе с остальными мафиози убивает одного из жителей    Кол-во участников/k, где k от 3 до 4    Мафия
Босс Мафии    Управляет мафиози, «заморажиает» (лишает права голоса) одного из жителей    1    Мафия
Маньяк/Убийца    Убивает одного из жителей    1    За себя
[править]Нестатусный простой честный житель.
Незнакомые друг с другом простые игроки составляют неорганизованное большинство салонных игр в Мафию.
[править]Основной статусный честный житель.
Любовь к изменению функций комиссара у игроков в крови. В салонных играх особенно популярен «Стреляющий комиссар» — проверяя нечестного жителя, такой комиссар сразу же его убивает. Также встречаются:
•    Реанимирующий комиссар — его проверяемого данным ходом не могут убить;
•    Детектив — комиссар, который каждый ход решает — проверять ему кого-либо или просто застрелить;
•    Тюремщик — проверяя нечестного жителя, тут же отправляет его в тюрьму. Но если тюремщика убьют, все заключённые выходят на свободу.
•    Священник — после исповеди (проверки) узнаёт статус горожанина, а горожанин священника.
•    Журналист — не проверяет, а сравнивает двух жителей (через ведущего) на предмет «одинаковости» статусов, но не принадлежности к командам. Так сравнение комиссара с врачом будет показано как сравнивание разных ролей.
•    Донор (др. названия — рекрутёр, вербовщик) — проверяя честного жителя, наделяет того правом следующей ночью самостоятельно кого-либо проверить.
•    Комиссар заменяется парой статусов «Судья» и «Прокурор» — «утром» прокурор задаёт тон обсуждения дня, обвиняя одного из жителей в причастности к мафии, а судья «вечером» выносит решение по отправляемому жителями за решётку гражданину — может и оправдать.
[править]Помощники комиссара.
•    Врач (популярны также названия «реаниматор», «доктор», «целитель», «доброжелатель», «медсестра», «волонтер»). Способен защитить жителя от пули (ведущий в случае совпадения спецголосов врача и стреляющих персонажей может объявить о неудавшемся покушении на жертву). А вариант этого статуса «телохранитель» даже убивает одного из покушающихся убийц. Обычно врачу указывается, что он не может применять «лечение» к себе.
•    Чёрный доктор. «Инвертирует» состояние цели. То есть если в цель стреляли, он ее лечит, если нет, убивает. Как правило, играет за город.
•    Стерва (также этот статус называют «девочкой», «путаной», «куртизанкой», «шлюхой», девушкой лёгкого поведения, «герлой», «казановой» и Лаурой). Отвлекает (блокируя спецособенности отвлечённого). Может, например, указав на члена мафии, не дать им выстрелить. В некоторых правилах путана «заражает» участника венерическим заболеванием, эффект от чего может варьировать.
•    Хохол. «Кумует» — если его сажают или убивают, он «тащит» за собой в тюрьму/могилу и кума.
•    Шериф. Самостоятельный стрелок команды честных жителей.
•    Свидетель (др. название «бомж»). Следит за одним из жителей и в случае его смерти (или покушения) видит его убийцу.
•    Старейшина. Несажаемый честный житель.
•    Бессмертный (др. название «горец»). Его исключительность в том, что ночью на него не действуют никакие выстрелы, его можно только посадить.
•    Лунатик (др. название «Джокер»). Просыпается в ход мафии, и притворяется одним из мафиози. На голосовании должен аккуратно распоряжаться тем преимуществом, что знает всех мафиози в лицо, иначе быстро станет очередной жертвой. Лунатик не имеет права играть в открытую и называть список мафиози. Если ночью мафия решает убить одного из своих, и этот выбор упал на лунатика, тот должен показать им, что он лунатик и мафия может выбрать еще одну жертву. На утро лунатик выбывает из игры (не важно, лечили его или нет).
•    Самурай. Если враги стреляют в прикрываемого им жителя, погибает вместо него.
•    Сержант. Знает, кто комиссар и знает статусы проверенных им игроков. Сам проверять не может, но если комиссара убьют, то сержант становится комиссаром.
•    Поклонница комиссара. Ночью проверяет статус жителя на предмет, является ли он комиссаром. Выяснив, успокаивается.
[править]Специализированные мафиози.
•    Вор. Мафиозный аналог «стервы». Тоже способен блокировать спецособенности жителей.
•    Киллер. Дополнительный самостоятельный стрелок мафии. У команды мафии фактически два выстрела — коллективный и киллера.
•    Адвокат. Мафиозный проверяющий комиссар. Адвокат позволяет мафии выяснять достоверные статусы жителей.
•    Ревнивец. Нацелен на поиски стервы или того жителя, которого она «отвлекает». Если отыщет — убьёт обоих.
•    Баламут (др. название «нагнетатель»). Оговаривает, клевещет. При проверке оклеветанного баламутом жителя комиссару видится мафиозный статус.
[править]Вторая маф-группировка 
Ввод второй маф-группировки «якудзы», также может сопровождаться введением специализированных воинов:
•    Громила. Дубасит жертву так, что у той блокируется не только спецособенности, но даже и возможность голосовать.
•    Ниндзя. Непроверяем.
•    Камикадзе. Нацелен на поиск комиссара. Как только находит — гибнет вместе с ним.
[править]Главари мафий.
В трёхсторонней игре (две мафии и честные жители) могут участвовать статусы «авторитет» (у команды мафии) и «сэнсэй» (у команды якудзы). Мафия не способна убить сэнсэя, а якудза — авторитета.
•    Босс (он же «крёстный отец», он же «дон»). На ход может лишать игроков права голоса. В некоторых версиях игры самостоятельно распоряжается коллективным голосом мафии, низводя рядовых «мафов» на положение молчаливых соглашателей с его выбором.
[править]Одиночки.
Желание разбавить командную игру некомандными персонажами, играющими каждый сам за себя, было нас

Источник: WIKI
Автор: народ